png png
к ленте

Автоматизация
SEO-процессов

Ноябрь'17

Мы расспросили нашего руководителя департамента интернет-маркетинга — Валентину Кузнецову — про автоматизацию SEO-процессов. Это необходимость или транжирство? Когда подобные системы нужны и что делать, если нет подходящей?

Зачем автоматизировать SEO-процессы?

Поисковое продвижение с каждым годом становится все более времяемким процессом. Большое количество монотонных работ, выполняемых вручную, просто «съедает» время специалистов. Его они могут потратить на проведение экспериментов, всевозможные аудиты и прочие сложные работы, требующие неординарного подхода.

Не секрет, что значительная часть задач в SEO частично или полностью поддаются автоматизации. Что важно — так снижается себестоимость и сроки выполнения многих работ. Заказчик получает то же качественное продвижение, аналогичную прибыль, но по меньшей цене.

Какие задачи можно автоматизировать?

На старте:

  • сбор, чистка и кластеризация запросов;
  • прогнозирование результатов по собранным запросам.

Во время ведения проекта:

  • сбор позиций;
  • анализ индексации;
  • проверка доступности сайта;
  • отслеживание изменений на целевых страницах;
  • анализ сайта на наличие ошибок (технический аудит);
  • закупка ссылок, составление отчетов и многие другие задачи.

Остаются работы, которые автоматизировать невозможно — определение целей проекта и построение стратегии продвижения, проведение исследований и аудитов, написание текстов, эксперименты и прочие работы по развитию проекта. Достаточный объем задач, согласитесь? Но остальное можно и нужно автоматизировать, чтобы избавить специалистов от рутины.

Именно поэтому, большинство крупных агентств последние несколько лет делают серьезный упор на автоматизацию, создают собственные внутренние системы, которые упрощают и ускоряют работы по продвижению проектов.

Как все устроено в нашем агентстве, в чем преимущества подхода?

Мы задумались об автоматизации SEO-процессов в 2010 году. Было два варианта: использовать чужие сервисы и наработки, либо писать свои. Тогда подобных систем было совсем немного. О них не рассказывали публично, да и заточить чужое под регламенты и особенности наших работ было практически невозможно. Кроме того, в Ареал достаточное количество опытных программистов, они могут разработать подобную, но уникальную систему с нуля.

valentina-kuznetsova
Валентина Кузнецова
руководитель департамента интернет-маркетинга
В системе есть множество мелких узконаправленных инструментов для сеошников — массовое удаление и добавление на индексацию, парсинг выдачи, массовая проверка ответов сервера, анализ сезонности из Yandex Wordstat и других.

Мы стартовали разработку нашей внутренней системы, которая получила название ASeo. Сейчас мы не представляем работы по продвижению без этой системы. С её помощью мы готовим оценки и коммерческие предложения для клиентов, собираем позиции, анализируем трафик, следим за работоспособностью сайтов и т.д. Наличие собственной системы позволяет регулярно внедрять новые инструменты, когда в этом возникает потребность, поддерживать их в актуальном состоянии, не тратить большие деньги на использование других сервисов.

Однако, имея собственную систему, мы продолжаем работать со сторонними помощниками — Screaming Frog SEO Spider, Key Collector, и другие. В некоторых случаях это оказывается более разумно, чем начинать собственную разработку с нуля.

ASeo

Какие системы автоматизации бывают?

На рынке 2017 года нет единой системы, которая охватывала бы все потребности и автоматизировала все необходимые работы по продвижению сайтов. Но есть большое количество «подсистем», программ, которые выполняют те или иные задачи:

У систем есть минусы?

Основной минус, как сказано выше — нет единой системы, которая бы включала в себя все необходимые инструменты и автоматизировала все возможные процессы. Скорее всего, реализовать подобную систему и выпустить в паблик невозможно — у каждого агентства свой подход к продвижению и различные потребности в функционале.

Но кроме этого есть и другие минусы:

  • Деньги — большинство перечисленных сервисов платные и при большом количестве проектов/запросов, использование всего необходимого и сразу становится нерентабельным.
  • Актуальность — многие системы работают с поисковыми выдачами, а поисковые системы достаточно часто их меняют. Это влияет на работоспособность систем (например, сбор позиций). Значит, у сервиса должна быть круглосуточная техподдержка, которая может очень оперативно внести изменения в код, чтобы он смог работать с новой версией верстки.

Что скажешь в заключение?

На рынке достаточно автоматизированных систем, но пока мало открытых, которые включали бы максимальное количество необходимых инструментов.

Использование внешних сервисов — это хороший выход для вебмастеров, которые работают над собственными сайтами. Интернет-маркетологов, маленьких веб-студий, которые не могут позволить себе разработку инструментов. В нашем случае, при большом количестве клиентских проектов, развитие собственной платформы остается единственно верным решением.

Во многих SEO-процессах внедрить оптимизацию можно и нужно. Это не признак лени, а требование экономии времени и сил. Но нужно понимать, что о полной автоматизации в процессе продвижения речи идти не может. Всегда останется потребность в экспертном подходе и ручном труде.